Система управления охраной труда

В 2006 году на 95-й Генеральной конференции МОТ была принята Конвенция N 187 "Об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне". В пункте 6 Рекомендации МОТ 2006 года N 197 "Об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне" установлено, что государства - члены МОТ должны содействовать принятию системного подхода к управлению охраной труда, изложенному в документе МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда" (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems. Для реализации этого пункта Рекомендаций в Российской Федерации введен в действие в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования (идентичен документу Международной организации труда ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда). В Российской Федерации действуют законодательство и нормативные правовые акты по охране труда, поэтому положения межгосударственного стандарта необходимо адаптировать применительно к национальным условиям. Таким образом, ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России. Модель системы управления охраной труда:

В основе системы управления охраной труда лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: "организация - планирование и применение - оценка (контроль) - действия по совершенствованию", кратко описываемого следующим образом:

  • "концепция" (политика): разрабатывают руководящую идею (замысел), теоретическое построение системы управления охраны труда в организации;
  • "организация": организация работ по созданию, применению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда;
  • "планирование и применение": разрабатывают цели и процессы, необходимые для достижения результатов, в соответствии с концепцией (политикой) охраны труда организации, а также внедряют процессы обеспечения охраны труда;
  • "оценка (контроль)": осуществляют проверку процессов обеспечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателям, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают;
  • "действия по совершенствованию": рассматривают результаты анализа руководством, принимают решения по улучшению результативности системы управления охраной труда и осуществляют ее постоянное совершенствование. Управление в организации осуществляется по различным направлениям ее деятельности, в том числе по качеству, экологии и охране труда, поэтому системы управления всех направлений деятельности организации следует создавать исходя из одной и той же методологии их построения.

Система управления охраной труда - это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей (пункт 2.22 ГОСТ 12.0.230-2007).

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 209 Трудового кодекса РФ). Создание и функционирование системы управления охраной труда является обязанностью работодателя (статья 212 Трудового кодекса РФ).

Система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы.

Системный подход в управлении охраной труда определяет систему производственных процессов, их связи и принципы взаимодействия, выявляет процессы, которые приводят к достижению желаемых результатов с минимальными затратами. Он позволяет сосредотачивать усилия на наиболее важных процессах и осуществлять непрерывное улучшение системы управления охраной труда посредством проверки (аудита), оценки и последующих модернизаций. В результате повышается результативность и эффективность деятельности организации в этой сфере.

Принцип (или петля) управления представляет собой цикл управления, содержащий перечень последовательно выполняемых функций управления, к которым относятся логически связанные функции управления: планирование, выполнение плановых мероприятий, их контроль, принятие решения и совершенствование системы управления. Многократно повторяющиеся циклы управления при последовательной их реализации составляют процесс управления.

Создание системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования состоят из нескольких этапов, которые начинаются с формулирования идеи или плана создания системы управления охраной труда, продолжаются на этапе непрерывного совершенствования, могут заканчиваться прекращением работ. Для обеспечения разработки и функционирования системы управления охраной труда целесообразно составлять план выполнения работ с указанием этапов, перечня работ и исполнителей.

Этапы разработки и обеспечения функционирования системы управления

 (Приложение А к ГОСТу Р 12.0.007-2009 ССБТ)

Наименование этапов

Содержание работы

Ожидаемый результат

Этап 1. Организация работ

1.1 Принятие решения об организации работ по совершенствованию/ разработке системы. Формирование рабочей группы проекта

Распоряжение о назначении рабочей группы по совершенствованию/разработке и обеспечению функционирования системы

 

1.2 Обучение рабочей группы

Согласование плана и программы семинара по системе управления охраной труда

 

1.3 Предварительное обследование системы управления организации

Согласование исходных данных для совершенствования/разработки системы

 

1.4 Разработка программы работ

Согласованный план-график работ

 

1.5 Распределение ответственности и полномочий в системе управления

Закрепление элементов системы за подразделениями

Этап 2. Разработка концепции

2.1 Обучение персонала (высшего и среднего руководящего состава)

Согласование плана и программы семинаров, персонального состава участников. Обучение назначенных специалистов в согласованные сроки

 

2.2 Разработка концепции (политики)

Проект концепции (политики)

 

2.3 Обсуждение концепции с коллективом организации и ее принятие

Подписание концепции (полититки) руководством

Этап 3. Разработка документации системы 1-го уровня      

3.1 Определение структуры и состава документации системы управления

Перечень документов и процедур системы управления

 

3.2 Подготовка детального плана-графика разработки и согласования документации системы управления

План-график разработки документации

 

3.3 Анализ фактического состояния применяемых нормативных и технических документов, инструкций, формуляров, журналов

Выявление несоответствий. Установление отсутствующей документации на элементы системы

 

3.4 Разработка по согласованным данным Руководства (документация 1-го уровня)

Выпуск первых редакций Руководства

Этап 4. Разработка документации 2-го уровня

4.1 Разработка документированных (при необходимости) процедур обеспечения безопасности (документация 2-го уровня)

Выпуск первой редакции документированных процедур обеспечения безопасности

 

4.2 Обсуждение разработанных документов системы и их согласование

Выпуск согласованной редакции документации системы управления (1-го и 2-го уровней)

 

4.3 Корректировка несоответствий на уровне действующих операционных и отчетных документов (документация 3-его уровня)

Выпуск первых редакций недостающих документов и корректировка действующих документов

 

4.4 Тиражирование и рассылка документации системы по подразделениям и рабочим местам

Ознакомление исполнителей с документацией и ее изучение

Этап 5. Введение в действие документации системы

5.1 Совместная отработка документации системы управления всех уровней. Инструктаж и консультирование пользователей

Подготовка корректирующих мероприятий по выявленным несоответствиям в документации

 

5.2 Обучение и тренировка специалистов, назначенных для проведения внутренней проверки системы управления, по согласованной программе

Подготовка нескольких экспертов внутренней проверки и оценки системы управления

Этап 6. Обеспечение функционирования системы управления

6.1 Пробное применение системы с внутренней проверкой и оценкой. Текущее консультирование по применению управляющих процедур

Проверка и оценка соответствия выполняемых действий требованиям документации системы

 

6.2 Разработка корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий во время пробного применения системы управления

Откорректированный комплект документации системы управления

 

6.3 Оценка готовности системы управления к применению (внутренний аудит системы управления)

Проверка и оценка степени готовности документации системы управления и персонала (результаты внутреннего аудита)

Этап 7. Участие в сертификации

Оформление заявки на сертификацию и оказание помощи в процессе сертификации

 

Внесение корректирующих мероприятий в документацию и практику функционирования системы (при необходимости)

Примечание - В случае необходимости некоторые этапы работ могут быть объединены или исключены.

Об организации работ по обеспечению охраны труда см. раздел 7 ГОСТа Р 12.0.007-2009 ССБТ; разделы 4.3, 4.4, 4.5, 4.6 ГОСТа 12.0.230-2007 ССБТ.

О планировании, разработке и применении системы управления охраной труда см. раздел 8 ГОСТа Р 12.0.007-2009 ССБТ; разделы 4.7, 4.8 ГОСТа 12.0.230-2007 ССБТ.

Об оценке состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда см. раздел 9 ГОСТа Р 12.0.007-2009 ССБТ; разделы 4.11, 4.12, 4.13, 4.14 ГОСТа 12.0.230-2007 ССБТ; ГОСТ Р 12.0.008-2009 ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит);

О совершенствовании управления охраной труда см. раздел 10 ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ; разделы 4.15, 4.16 ГОСТа 12.0.230-2007 ССБТ.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Результаты применения системы управления охраной труда зависят от заинтересованности высшего руководства организации. Однако без участия работников система управления охраной труда не будет внедрена. Их участие необходимо на всех стадиях создания и внедрения системы управления охраной труда, включая формирование концепции охраны труда. Поэтому огромное значение для обеспечения участия работников имеет правильная организация и работа комитетов (комиссий) и уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов. Только участие всех социальных партнеров в управлении охраной труда обеспечивает создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда.